ВВЕДЕНИЕ В "ДОКТРИНУ ОПРАВДАНИЯ" Артур Пинк (1922) Нашей первой мыслью было посвятить вводную главу изложению основных ошибок, которые допускались по этому вопросу разными людьми и партиями, но после более тщательного обсуждения мы решили, что это принесет мало пользы или вообще не принесет ее большинству наших читателей. Без сомнения, бывают времена, когда для слуг Божьих становится неприятной обязанностью разоблачать все, что рассчитано на то, чтобы обмануть и навредить Его народу, но, как правило, самый эффективный способ избавиться от тьмы - это впустить свет. Поэтому мы желаем написать эти статьи в духе благочестивого Джона Оуэна, который во введении к своему тяжеловесному трактату на эту тему сказал: “Больше внимания следует уделять постоянному руководству ума и совести одного верующего, действительно заботящегося об основании своего мира и принятия Богом, чем опровержению десяти спорящих... Провозглашать и отстаивать истину для наставления и назидания тех, кто искренне любит ее, освобождать их умы от тех трудностей в данном конкретном случае, которые некоторые пытаются навлечь на все евангельские тайны, направлять совесть тех, кто стремится к пребыванию в мире с Богом, и укреплять умы тех, кто действительно верит, - вот к чему я стремился ” (Owen J. The Doctrine of Justification by Faith. L.,2016. P.11). Было время, не так давно, когда благословенная истина об Оправдании была одной из самых известных доктрин христианской веры, когда она регулярно излагалась проповедниками, и когда рядовые прихожане Церкви были знакомы с ее ведущими аспектами. Но теперь, увы, появилось поколение, которое почти полностью не осведомлено об этой драгоценной теме, поскольку, за очень редкими исключениями, ей больше не отводится место за кафедрой, и вряд ли что-либо пишется на эту тему в религиозных журналах наших дней; и, как следствие, сравнительно немногие понимают, что означает сам термин, еще меньше они понимают, на каком основании Бог оправдывает нечестивых. Это ставит автора в весьма невыгодное положение, поскольку, хотя он и хочет избежать поверхностного рассмотрения столь важной темы, но углубляться в нее глубоко и вдаваться в детали - это тяжелое бремя для менталитета и терпения обычного человека. Тем не менее, мы с уважением призываем каждого христианина приложить реальные усилия, чтобы препоясать чресла своего разума и стремиться молитвенно освоить эти главы. То, что затруднит нашу работу в этой серии, - это тот факт, что мы здесь рассматриваем доктринальную сторону истины, а не практическую; судебную, а не опытную. Не то, чтобы доктрина была невыполнима; на самом деле нет; все очень далеко от этого. “Все Писание дано по вдохновению Божьему и полезно (сначала) для учения, (а затем) для обличения, для исправления, для наставления в праведности” (2 Тим. 3:16). Доктринальные наставления всегда были основой, на которой Апостолы издавали заповеди, регулирующие наше хождение. В Послании к Римлянам не будет найдено ни одного наставления до 6-й главы: первые пять полностью посвящены изложению доктрины. И также в Послании к Ефесянам: не раньше, чем в 4:1 будет дано первое наставление. Сначала святым напоминают о несметном богатстве Божьей благодати, чтобы любовь Христа могла обуздать их; а затем их призывают поступать достойно призвания, к которому они призваны. Хотя верно, что требуется реальное умственное усилие (а также молитвенное сердце), чтобы разумно понять некоторые из более тонких различий, которые необходимы для правильного понимания этой доктрины, все же позвольте указать, что истина об оправдании далека от того, чтобы быть просто частью абстрактного предположения. Нет, это констатация Богооткровенного факта; факта, в котором каждый член нашего рода должен быть глубоко заинтересован. Каждый из нас утратил благосклонность Бога, и каждый из нас нуждается в восстановлении Его благосклонности. Если мы не будем восстановлены, то результатом неизбежно должно стать наше полное крушение и безнадежная погибель. То, как падшие создания, как виновные бунтари, как потерянные грешники восстанавливаются в Божьей милости и получают перед Ним положение, неизмеримо превосходящее то, которое занимают святые ангелы, будет привлекать наше внимание, когда мы продолжим нашу тему. Как сказал Абрам Бут в своей великолепной работе “Царствование благодати” (написанной в 1768 году), “это далеко не просто умозрительный момент, он распространяет свое влияние на все богословие, проходит через весь христианский опыт и действует в каждой части практического благочестия. Его великая важность такова, что ошибка в нем имеет пагубное действие и сопровождается длинной чередой опасных последствий. И это не может показаться странным, если учесть, что эта доктрина оправдания - не что иное, как способ принятия грешника Богом. Будучи таким особенным моментом, она неразрывно связана со многими другими евангельскими истинами, гармонию и красоту которых мы не можем увидеть, пока это неправильно понимают. Пока эта истина не явится во всей своей красе, люди будут погружены во тьму. Это, если можно так выразиться, фундаментальная статья; и, безусловно, требует нашего самого серьезного рассмотрения” (Booth A. Select Works. L.,1839. P.93). Огромное значение доктрины оправдания было возвышенно выражено голландским пуританином Вицием, когда он сказал: “Она во многом стремится показать славу Божью, Чьи самые возвышенные совершенства сияют выдающимся блеском в этом вопросе. В ней излагается бесконечная благость Бога, благодаря которой Он был склонен даром даровать спасение заблудшему и несчастному человеку, "в похвалу славы благодати Его" (Еф. 1:6). Она также демонстрирует строжайшую справедливость, по которой Он не простил бы даже малейшего проступка, но при условии достаточного участия или полного удовлетворения Посредника, "чтобы Он был справедлив и оправдывал верующего в Иисуса" (Рим/ 3:26). Это показывает далее непостижимую мудрость Божества, которая нашла способ для осуществления самого милостивого акта милосердия, без ущерба для Его строжайшей справедливости и непогрешимой истины, которая угрожала смертью грешнику: справедливость требовала, чтобы согрешившая душа умерла (Рим. 1:32). Истина произнесла проклятия за неподчинение Господу (Втор. 28:15–68). Тем временем Благость была склонна даровать жизнь некоторым грешникам, но не иначе, как тем способом, что стал величием пресвятого Бога. Здесь вмешалась мудрость, сказав: "Я, именно Я, Тот, кто стирает твои прегрешения ради Себя и не вспомнит твоих грехов" (Ис. 43:25). И у вас, Его справедливости и Его истины не будет никаких оснований для жалоб, потому что Посредник предоставит вам полное удовлетворение. Отсюда просияет невероятное человеколюбие Господа Иисуса, Который, хотя и был Господом всего, был подчинен закону, и не только послушанию ему, но и проклятию: “Не знавшего греха сделал для нас жертвой греха, чтобы мы в Нем стали праведностью Божьей” (2 Кор. 5:21) (Witsius H. The Economy of the Covenants Between God and Man. V.1. Edinburgh.,1803. P.428). Не должна ли благочестивая душа, которая глубоко погружена в благочестивое размышление об этих вещах, разразиться хвалой оправдывающему Богу и петь вместе с Церковью: “Кто есть Бог, подобный Тебе, прощающий беззаконие и проходящий мимо преступления” (Мих. 7:18). О чистота той святости, которая предпочла скорее наказать грехи избранных в Своем единородном Сыне, чем позволить им остаться безнаказанными! О бездна Его любви к миру, ради которой Он не пощадил Своего самого дорогого Сына, чтобы пощадить грешников! О глубина богатства непостижимой мудрости, с помощью которой Он проявляет милосердие к кающимся виновным, без какого-либо пятна на чести самого беспристрастного Судьи! О сокровища любви во Христе, благодаря которым Он стал проклятием для нас, чтобы избавить нас от него! Как стать оправданной душой, которая готова раствориться в чувстве этой любви, с полным ликованием спеть новую песню, песню взаимного возвращения любви к оправдывающему Богу! Апостол Павел под руководством Святого Духа придавал этому учению такое значение, что самое первое из его посланий в Новом Завете посвящено его полному изложению. Стержнем, на котором держится все содержание Послания к Римлянам, является это примечательное выражение “праведность Божья”, более важное, чем то, которое можно найти на всех страницах Священного Писания, и каждый христианин должен приложить максимум усилий, чтобы ясно его понять. Это абстрактное выражение, обозначающее удовлетворение Христа в его отношении к Божественному Закону. Это описательное название материальной причины принятия грешника перед Богом. “Праведность Божья” - это фраза, относящаяся к завершенной работе Посредника, одобренной Божественным трибуналом, являющейся достойной причиной нашего принятия перед престолом Всевышнего. В последующих главах мы более подробно рассмотрим это жизненно важное выражение “праведность Божья”, которое подразумевает то совершенное удовлетворение, которое Искупитель предложил Божественному правосудию от имени и вместо того народа, который был дан Ему. Теперь достаточно сказать, что та “праведность”, которой оправдывается верующий грешник, называется “праведностью Божьей” (Рим. 1:17; 3:21), потому что Он назначает, утверждает и вменяет ее. Она называется “Праведность Бога и нашего Спасителя Иисуса Христа” (2 Пет. 1:1), потому что Он создал ее и представил Богу. Это называется “праведностью веры” (Рим. 4:13), потому что вера воспринимает и принимает это. Это называется “праведность человека” (Иов 33:26), потому что это было оплачено за него и вменено ему. Все эти разнообразные выражения относятся ко многим аспектам того совершенного послушания до смерти, которое Спаситель совершил для Своего народа. Да, апостол Павел под руководством Святого Духа настолько высоко ценил это учение об оправдании, что он подробно показывает, как отрицание и извращение его евреями было главной причиной их отвержения Богом: смотрите заключительные стихи Послания к Римлянам 9 и начало 10 главы. Опять же, на протяжении всего Послания к Галатам мы видим, что Апостол самым решительным образом защищает и рьяно спорит с теми, кто нападал на эту основную истину. В ней он говорит о противоположном учении как о губительном и фатальном для душ человеческих, как о подрывающем крест Христов и называет его другим Евангелием, торжественно заявляя: “Если бы мы или ангел с небес проповедовали вам какое-либо другое Евангелие ... да будет анафема” (Гал. 1:8). Увы, при широте свободы и ложном “милосердии” наших дней, сейчас так мало святого отвращения к той проповеди, которая отвергает заместительное послушание Христа, которое вменяется верующему! Под руководством Бога проповедь этой великой истины привела к величайшему возрождению, которым Дело Христа наслаждалось со времен Апостолов. “Это была великая фундаментальная отличительная доктрина Реформации, и все реформаторы считали ее первостепенно важной. Основное обвинение, которое они выдвинули против Римской церкви, заключалось в том, что она извратила учение Писания по этому вопросу таким образом, что это было опасно для душ людей; и главным образом благодаря изложению, соблюдению и применению истинной доктрины Слова Божьего в отношении нее они атаковали и ниспровергли ведущие доктрины и практики папской системы. Нет предмета, который обладал бы большей внутренней важностью, чем придается этому, и нет такого предмета, в отношении которого реформаторы были более гармоничны в своих чувствах” (Cunningham W. Historical Theology. V.2. Edinburgh.1870. P.1). Это благословенное учение дает великое Божественное лекарство для оживления того, чья душа повержена и чья совесть подавлена ощущением греха и вины, и кто жаждет узнать путь и средства, с помощью которых он может получить признание у Бога и право на Небесное наследие. Для того, кто глубоко убежден, что он всю жизнь был мятежником против Бога, постоянным нарушителем Его Святого Закона, и кто осознает, что он справедливо подвергается Его осуждению и гневу, ни один вопрос не может представлять такого глубокого интереса и неотложного момента, как тот, который касается средств восстановления его в Божественной милости, прощения его грехов и подготовки его к тому, чтобы стоять без смущения в Божественном присутствии: до тех пор, пока этот жизненно важный момент не будет прояснен к удовлетворению его сердца, вся остальная информация о религии будет совершенно бесполезной. “Демонстрация существования Бога будет служить только для подтверждения и более глубокого запечатления в его разуме ужасной истины, в которую он уже верит, что есть праведный Судья, перед которым он должен предстать, и по Чьему приговору будет установлена его окончательная гибель. Объяснять ему моральный закон и внушать обязательства подчиняться ему будет означать выступать в роли публичного обвинителя, когда он цитирует законы страны, чтобы показать, что обвинения, которые он выдвинул против преступника в суде, хорошо обоснованы, и, следовательно, что он достоин наказания. Чем сильнее аргументы, с помощью которых вы демонстрируете бессмертие души, тем яснее вы доказываете, что его наказание не будет временным, и что существует другое состояние существования, в котором он будет полностью вознагражден по заслугам” (Dick J. Lectures on Theology. V.1. N.Y.,1878. P.184). Когда Сам Бог становится живой реальностью для души, когда Его ужасающее величие, невыразимая святость, непреклонная справедливость и суверенная власть действительно воспринимаются, даже если и неадекватно, безразличие к Его требованиям теперь уступает место серьезной озабоченности. Когда возникает должное ощущение величины нашего отступничества от Бога, порочности нашей природы, силы и мерзости греха, духовности и строгости закона и вечного огня, ожидающего врагов Божьих, пробужденная душа взывает: “С чем мне предстать перед Господом и склониться перед Всевышним Богом? должен ли Я предстать перед Ним со всесожжениями, с годовалыми телятами? Будет ли Господь доволен тысячами баранов или десятью тысячами рек масла? должен ли я отдать моего первенца за мое преступление, плод моего тела за грех моей души?” (Мих. 6:6, 7). Тогда бедная душа восклицает: “Как же тогда человек может быть оправдан Богом? или как может быть чистым тот, кто рожден от женщины?” (Иов 25:4). И именно в благословенном учении, которое сейчас должно быть перед нами, нас учат способу, посредством которого грешник может обрести мир со своим Создателем и подняться до обладания вечной жизнью. Опять же, это учение имеет неоценимую ценность для добросовестного христианина, который ежедневно стонет от ощущения своей внутренней испорченности и бесчисленных неудач соответствовать стандарту, который Бог установил перед ним. Дьявол, который является “обвинителем наших братьев” (Откр. 12:10), часто обвиняет верующего в лицемерии перед Богом, тревожит его совесть и пытается убедить его, что его вера и благочестие - не что иное, как маска и внешнее шоу, с помощью которого он не только навязывается другим, но и лжет самому себе. Но, слава Богу, сатана может быть побежден “кровью Агнца” (Откр. 12:11): когда мы отводим взгляд от неизлечимо развращенного я и рассматриваем Поручителя, Который полностью ответил за каждую неудачу христианина, полностью искупил каждый наш грех и принес "вечную праведность" (Дан. 9:24), которая возложена на нас в высшем суде Небес. И таким образом, хотя верующий и стонет от своих немощей, он может обладать победоносной уверенностью, которая возвышается над любым страхом. Это было то, что принесло мир и радость в сердце апостола Павла: в то время как на одном дыхании он воскликнул: “О несчастный человек, которым я являюсь! кто избавит меня от тела этой смерти?” (Рим. 7:24), и далее провозгласил: “Итак, ныне нет осуждения тем, которые во Христе Иисусе” (Рим. 8:1). К этому он добавил: “Кто возложит что-либо на избранных Божьих? Есть Бог, Который оправдывает. Кто тот, кто осуждает? Есть Христос, Который умер, и Который воскрес снова, и даже находится по правую руку от Бога, Который также ходатайствует за нас. Кто отделит нас от любви Христовой?” (ст. 33-35). Да будет угодно Богу всякой благодати так направить наше перо и благословить то, что мы пишем читателям, чтобы немало тех, кто сейчас находится в мрачных подземельях Замка Сомнений, могли быть выведены в славный свет и свободу полной уверенности веры.