КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ И ХРИСТИАНСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (2)
Дэвид Наугле (2004)
Таким образом, в той мере, в какой подготовленные университетами лидеры в области бизнеса, образования, права, науки, искусства и политики проходят подготовку в своих областях специализации по своим вопросам, и если их обучение исходит из натуралистических предположений, то благодаря их влиянию натурализм стал доминировать практически во всех основных аспектах общественной жизни и популярной культуры. В результате это породило то, что мы обычно называем насквозь секулярным обществом, начисто лишенным какого-либо существенного божественного влияния. За исключением границ частной жизни, где процветает институционализированная и личная религия, Бог мертв и остается мертвым на общественной площади.
Стремление к повседневной жизни на основе идей, взятых исключительно из этого мира, чтобы исключить влияние Бога и Его Слова, является сутью этого светского мышления. Некоторые секуляристы могут быть убежденными натуралистами, которые полностью отрицают существование Бога. Но достаточно любопытно, что другие секуляристы могут быть современными деистами, которые действительно верят в Бога, по крайней мере, как в трансцендентного Творца, но не думают, что Он имманентно вовлечен в историю или человеческие дела. Еще более иронично то, что некоторые секуляристы - христиане, которые, к сожалению , разделяют свою религию на части и пиетистски изолируют Бога в частные, духовные сферы их жизни далеки от общественного влияния. Среди многих серьезных верующих довольно распространено, часто по наущению их собственных церквей, стремление разделять свою жизнь на священную и светскую сферы и жить раздвоенно. Как писал Уилл Херберг в своей книге “Протестант-католик-еврей”, ".секуляризм, который пронизывает американское сознание, можно найти в самих церквях и он выражается через мужчин и женщин, искренне преданных религии" (12).
В культуре, которая исключает религию, и в религии, которая исключает культуру, многие христиане сегодня молчаливо признают законность такого дуалистического образа жизни. Несмотря на то, что они верят с энтузиазмом, тем не менее, большую часть своей жизни они действуют как практические атеисты. Несмотря на их неприятие метафизического натурализма и искреннюю приверженность христианскому теизму, тем не менее, они живут как методологические натуралисты. Следовательно, в нашей культуре выросла стена разделения, не только между Богом и правительством, но также между Богом и образованием, Богом и наукой, Богом и технологией, Богом и законом, Богом и бизнесом, Богом и экономикой, Богом и искусством, Богом и развлечениями, Богом и атлетикой, а также между Богом и реальными делами повседневной жизни. Эти и другие области общественной культуры лишены теистического влияния, но вместо этого характеризуются всеобъемлющим и растущим гуманизмом, релятивизмом, прагматизмом, гедонизмом, эротизмом, материализмом, язычеством и так далее с пугающими результатами.
В результате распад брака и семьи, осквернение окружающей среды, порнография, злоупотребление наркотиками и психоактивными веществами, сексуальная безнравственность, обесценивание человеческой жизни, рост преступности и насилия, психологические расстройства, разрушительные привычки и пристрастия, культурные распри, рост бюрократии, потеря уважения к традициям, политические правонарушения, корпоративная коррупция, снижение уровня образования, церковные скандалы и так далее - все это наводит на мысль о культура в кризисе. Возможно, это даже культура, находящаяся под осуждением. В то время как историки использовали пространственные и органические метафоры при оценке хода цивилизаций (подъем-закат- падение или рождение-рост-упадок-умирание), интересно отметить, что Библия использует богословские концепции идолопоклонства и суда в качестве основы для определения состояния культуры и ее будущего. Она изображает их либо смиренно покорными, либо высокомерно бунтующими по отношению к Богу и Его заповедям. Первое приносит жизнь, благословение и обнадеживающее будущее. Последнее приводит к растлению, смерти и неминуемому суду. Американское идолопоклонство делает его подходящим кандидатом на судный день. Как давным-давно сказал пророк Осия, “Из своего серебра и золота они сделали идолов для собственной погибели” (Ос 8:4).
Было несколько реакций на критическое состояние нашей культуры. Постмодернисты ответили строгой деконструкционистской критикой современной научной, экономической и технологической культуры. Другие обратились за утешением к духовности нью-эйдж, мистицизму и даже оккультизму. Радикальные исламские террористы, как мы уже видели, стремились остановить распространение влияния либеральной светской культуры, пытаясь навязать правление Аллаха неверным посредством джихада. Первая из этих реакций привела к пессимизму (13), вторая - к иррационализму, а третья - к бездушному насилию. Существует необходимость в четвертом способе. И этот четвертый способ есть.
Повинуясь призыву Евангелия и в свете нынешнего кризиса культуры, преданные последователи Иисуса Христа, признавая свою библейскую ответственность и нынешнюю потребность, должны быть мотивированы развивать содержательный и сильный христианский ум и находить подходящие, почитающие Бога способы изложения исторических фактов христианства в современной культуре. Они должны заниматься тем, чтобы Священное Писание преобразило их разум в духе и научило тому, как мудро и умело быть солью и светом на благо общества, вводя Царство Божье в контекст их повседневных призваний в жизни. Они должны серьезно стремиться культивировать библейское мировоззрение как видение своих сердец, посредством которого они стремятся эффективно представлять Бога во всех аспектах жизни под руководством Христа.
Что это за христианский разум, с которым можно эффективно разговаривать и который может быть верно воплощен в нашей культуре? Вот несколько определяющих черт. Во-первых, христианский разум - это богословский разум. Его основное внимание уделяется тринитарному Богу - Отцу, Сыну и Святому Духу - Который является Творцом, Судьей и Искупителем всего мира. Он властен над всеми аспектами реальности, жизни, мышления и культуры и является конечной точкой отсчета и основным принципом объяснения всех радикальных идей Нового Завета, которые исследователь Джон Доминик Кроссан описал в этих отчаянных терминах. “ Здесь нет смотрителя маяка. Здесь нет никакого маяка. Ни на небе, ни на земле нет сухих подробностей. Бог придает миру смысл, и познание Его является основой для познания всего остального, признания того, что все сущее существует для Его славы и поклонения, а также для нашего блага".
Во-вторых, христианский разум - это библейский разум. Он пропитан содержанием метанарратива Священного Писания и его сюжетообразующими темами сотворения мира, грехопадения человечества, воплощения Иисуса Христа, Царства Божьего в его искупительном центре, Церкви и ее таинств, Второго пришествия, новых небес и новой земли. Христианский разум живет в этой истории, и эта история живет в христианском разуме. Это система интерпретации, с помощью которой верующие понимают мир, знают свое место и прокладывают в нем свой путь.
В-третьих, христианский разум - это гуманистический разум. Это касается не только Бога, но также и людей. Он отказывается рассматривать других в утилитарных терминах на основе того, что они делают или производят. Скорее, он видит их исходя из того, кто они и что из себя представляют. В конце концов, люди - это образ и подобие Божье; они увенчаны славой и величием; они созданы устрашающе и чудесно. Воплощение Христа безошибочно подтверждает ценность и достоинство всей личности, тела, души и духа - и призывает христиан любить других так же, как они любят самих себя.
В-четвертых, христианский разум - это нравственный разум. Она признает объективный моральный порядок во Вселенной, основанный на характере любви и справедливости Самого Бога, который становится известным через естественное и особое откровение. Он осведомлен об этом Божественном моральном кодексе и подчиняется ему, а также занимается культивированием добродетели и избеганием порока. Он не терпит лицемерия ни в себе, ни в других и чувствителен к вопросам добра и зла, от которых зависит благополучие людей и ход истории.
В-пятых, христианский разум - это бескорыстный, служащий, жертвенный разум. Здесь достаточно слов Павла из Фил. 2:3-5. “Не делайте ничего из эгоизма или пустого тщеславия, но со смирением ума позвольте каждому из вас считать другого более важными, чем он сам; заботьтесь не только о своих личных интересах, но и о других. х. Имейте в себе этот разум, который также был во Христе Иисусе.” (Фил. 2: 3-5).
В-шестых, христианский разум - это эстетический разум. Она признает, что Бог не только истинен и добр, но и прекрасен, и поэтому заботится о красоте и искусствах. Христианский разум распознает проявления Божьей красоты в оттенках, текстурах, тональностях, вкусах и прикосновениях в созданном Им мире. Он учит, что, будучи Его образом и подобием, верующие обладают способностью создавать что-то прекрасное и получать от этого огромное удовольствие (Абрахам Кайпер).
В-седьмых, и наконец, христианский разум - это радостный разум. Так и должно быть: он характеризуется глубоким, устойчивым переживанием духовной радости! Такова воля Христа для Своих учеников: "Сие Я сказал вам, чтобы радость Моя была в вас и чтобы радость ваша была полной" (Иоан. 15:11). Это разум, горящий верой, надеждой и любовью, которые приходят от знания, любви, доверия и служения Создателю и Искупителю Вселенной. Это радость, которая проистекает из растущего, богатого, плодотворного христианского ума!
Наш решающий момент в истории требует тщательного развития всего этого. Христианский склад ума — теологический, библейский, гуманистический, нравственный, бескорыстный, служащий, жертвенный, эстетичный и радостный христианский склад ума. Христианский ум тонко настроен и чрезвычайно ответственен. Он знает, как обратить внимание, и он знает, что делать. Как отмечает К.С. Льюис, Евангелия учат, что Иисусу нужно сердце ребенка, но голова взрослого! Во зле будьте младенцами, но в мышлении своем будьте зрелыми, сказал св. Павел (1 Кор. 14:20).
Первым шагом может быть покаяние в том, что ранее вы не выполнили этот библейский наказ . Вторым шагом будет принятие обязательства решительно выполнить эту задачу. Такое послушное обязательство почитает Бога, благословляет вас, назидает Церковь и оказывает обновляющее действие на мир. Подобно вере и религии как таковой, у каждого есть разум. На самом деле, каждый разум - это функция чьей-либо религии и вероисповедания. Итак, опять же, единственный реальный вопрос в том, какая вера, какая религия и какой склад ума у вас есть и собираетесь ли вы их иметь? От этого отчасти зависит ваше будущее, будущее церкви, будущее вашей культуры и вашего мира. Итак, прислушайтесь к этому наставлению св. Павла: “Итак, да пребудет в вас тот разум, который был и во Христе Иисусе” (Фил. 2: 5).