ОПРАВДАНИЕ ТОЛЬКО ВЕРОЙ
Джонатан Эдвардс (1734).
Но тому, кто не действует, но верит в Того, Кто оправдывает нечестивого, его вера вменяется в праведность.
Рим. 4:5
Оправдание только верой: его значение
Истинность библейских аргументов
Настойчивость в наших действиях
Десять возражений, на которые дан ответ
Важность этого
Тема: Мы оправданы только верой во Христа, а не какой-либо собственной добротой.
В этом стихе можно отметить следующее:
1. Это оправдание касается человека как нечестивого. Это очевидно из этих слов - оно оправдывает нечестивых, что не может означать меньше, чем то, что Бог в акте оправдания не имеет никакого отношения к чему-либо в оправдываемом человеке, как к благочестию или какой-либо доброте в нем, но что непосредственно перед этим актом Бог рассматривает его только как нечестивое создание, так что благочестие в оправдываемом человеке не настолько предшествует его оправданию, чтобы быть его основанием. Когда говорят, что Бог оправдывает нечестивых, так же абсурдно предполагать, что наше благочестие, взятое как некая добродетель в нас, является основанием для нашего оправдания, как когда говорят, что Христос дал зрение слепым, можно предположить, что зрение предшествовало этому акту милосердия во Христе и было основанием для него. Или как если следует сказать, что такой-то человек своей щедростью сделал бедного человека богатым, предположить, что именно богатство этого бедного человека было основанием для этой щедрости по отношению к нему и было ценой, за которую это было приобретено.
2. Похоже, что под тем, кто не действует, в этом стихе не подразумевается тот, кто просто не соответствует церемониальному закону, потому что "тот, кто не делает" и "нечестивый", очевидно, являются синонимичными выражениями или означают одно и то же, как видно из способа их соединения. Если нет, то с какой целью используется последнее выражение "нечестивый"? Контекст не дает другого повода для этого, кроме как показать, что по благодати Евангелия Бог в оправдании не имеет никакого отношения к нашему благочестию. Предыдущий стих гласит: “Ныне тому, кто трудится, награда вменяется не по благодати, а по долгу”. В этом стихе очевидно, что евангельская благодать заключается в награде, которая дается без дел, а в этом стихе, который непосредственно следует за ним и по смыслу связан с ним, евангельская благодать состоит в том, что человек оправдывается как нечестивый. Из чего совершенно ясно, что под тем, кто не делает, и тем, кто нечестив, подразумевается одно и то же, и что поэтому в этом деле оправдания исключаются не только дела церемониального закона, но и дела морали и благочестия.
Из слов очевидно, что под верой, о которой здесь говорится, которой мы оправданы, не подразумевается то же самое, что курс послушания или праведности, поскольку выражение, которым здесь обозначается эта вера, - это "вера в Того, Кто оправдывает нечестивых". Те, кто выступает против солафидиан, как они их называют, очень настаивают на том, чтобы мы принимали слова Писания, касающиеся этой доктрины, в их наиболее естественном и очевидном значении, и как они кричат о том, что мы затуманиваем эту доктрину неясными метафорами и непонятными фигурами речи! Но означает ли это толкование Писания в соответствии с его наиболее очевидным значением, когда Писание говорит о нашей вере в Того, кто оправдывает нечестивых или нарушителей Его закона, что смысл этого заключается в том, чтобы следовать Его закону и избегать его нарушений? Верить в Бога как в Оправдывающего, безусловно, отличается от подчинения Богу как законодателю, особенно если верить в Него как в Оправдавшего нечестивых или восставших против Законодателя.
И в следующем стихе, который непосредственно предшествует тексту: “Ныне тому, кто делает, награда вменяется не по благодати, но по долгу”, слово, переведенное там как "вменяемое", является тем же самым, что в других стихах переводится как "вменяемое" и "исчисляемое", и это все равно, как если бы апостол сказал: “Что касается того, кто трудится, нет необходимости в каком-либо благодатном исчислении или вменении в праведность, и чтобы награда следовала, как если бы это была праведность. Фраза, в том виде, в каком апостол использует ее здесь и в контексте, явно указывает на то, что Богу по Его суверенной благодати угодно иметь дело с грешником, поэтому Он относится к тому, у кого нет праведности, так, чтобы последствия были такими же, как если бы он ее имел. Однако это может быть вызвано благорасположением, которое Он питает к чему-то действительно праведному. Очевидно, что в этом сила выражения в предыдущих стихах. В предпоследнем стихе, очевидно, апостол подчеркивает важность своего аргумента в пользу бесплатной благодати Божьей - из текста Ветхого Завета об Аврааме - в слове "подсчитано" или "вменено". Это то, в чем, по его мнению, Бог должен был проявить Свою благодать, а именно. то, что Он считал кого-то праведным, в его последовательных отношениях с Авраамом, кто сам по себе не был праведен. И в следующем стихе, который непосредственно предшествует тексту: “Ныне тому, кто делает, награда вменяется не по благодати, но по долгу”, слово, переведенное там как "вменяется", является тем же самым, что в других стихах переводится как и "исчисляется", и это все равно, как если бы апостол сказал: “Что касается того, кто делает, нет необходимости в каком-либо благодатном исчислении или вменении ему в праведность, и чтобы награда следовала, как если бы это была праведность. Ибо, если у него есть дела, у него есть то, что само по себе является праведностью, которой по праву принадлежит награда.”Это еще более очевидно из следующих слов, Рим. 4:6: “Подобно тому, как Давид также описал блаженство человека, которому Бог вменяет праведность без дел”. Что здесь может означать вменение праведности без дел, если не вменение праведности тому, у кого нет своей собственной? Ст. 7, 8: “Говоря: блаженны те, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты: блажен человек, которому Господь не вменит греха”. Как эти слова Давида соотносятся с целью апостола? Или как они доказывают что-либо подобное, например, что праведность вменяется без дел, если только это не потому, что используется слово "вменяемый", а субъект вменения упоминается как грешник и, следовательно, лишен моральной праведности? Ибо Давид не говорит ничего подобного, как то, что он прощен без дел церемониального закона. В этих словах нет ни намека на церемониальный закон, ни ссылки на него. Поэтому я рискну вывести эту доктрину из слов, для предмета моего настоящего рассуждения, а именно.
Что мы оправданы только верой во Христа, а не какой-либо собственной добродетелью.
Такое утверждение, как это, я допускаю, что многие были бы готовы назвать абсурдным, поскольку оно выдает большое невежество и содержит много непоследовательности, но я желаю всем терпения, пока я не закончу.
Обращаясь к этой доктрине, я бы:
I. Объяснил значение ее и показал, как меня будут понимать под таким утверждением.
II. Перешел к рассмотрению доказательств истинности этого.
III. Показал, как евангельское послушание связано с этим делом.
IV. Ответил на возражения.
V. Подумал о важности доктрины.
I. Я бы объяснил значение доктрины или показал, в каком смысле я ее утверждаю, и попытался бы доказать ее истинность, что может быть сделано в ответ на эти два вопроса, а именно.
1. Что подразумевается под оправданием?
2. Что имеется в виду, когда говорится, что это “только верой, без какой-либо собственной добродетели или благости”?
Во-первых, я хотел бы показать, что такое оправдание или что, как я полагаю, подразумевается в Священном Писании под оправданием.
Человек может быть оправдан, когда Бог одобряет его как свободного от вины за грех и заслуженного наказания за него и обладающего той праведностью, которая принадлежит ему и дает право на награду в виде жизни. Что мы должны воспринимать это слово в таком смысле и понимать его как принятие Судией человека как обладающего как отрицательной, так и положительной праведностью, принадлежащей ему, и, следовательно, рассматривающего его не только как свободного от каких-либо обязательств по наказанию, но и как справедливого и праведного, а значит, имеющего право на положительную праведность. Здесь "награда" не только наиболее соответствует этимологии и естественному значению этого слова, которое означает являться праведником на суде, но и явно соответствует силе слова, используемого в Священном Писании.
Некоторые полагают, что под оправданием в Писании подразумевается не что иное, как прощение грехов. Если так, то это очень странно, если мы рассмотрим природу дела. Ибо совершенно очевидно, и никто не будет отрицать, что в Писании говорится, что мы либо оправданы, либо осуждены в соответствии с правилом или законом Божьим, под которым мы находимся. Итак, что значит оправдывать человека как субъекта закона или правила, как не судить его как правого в отношении этого правила? Оправдать человека в конкретном случае - значит признать его правым, подчиняющимся закону в этом случае, а оправдать в целом - значит вынести ему приговор как правому, соответствующем закону или правилу в целом. Но, конечно, для того, чтобы на человека смотрели как на стоящего правым по отношению к правилу в целом или в состоянии, соответствующем закону Божьему, необходимо нечто большее, чем отсутствие вины за грех. Каким бы ни был этот закон, новым или старым, несомненно, необходимо что-то положительное, чтобы на него был дан ответ. Мы не более оправданы голосом закона или того, кто судит в соответствии с ним, простым прощением грехов, чем Адам, наш первый поручитель, был оправдан законом в первый момент своего существования, до того, как он исполнил послушание закону или подвергся какому-либо испытанию, независимо от того, исполнит он его или нет. Если бы Адам закончил свой путь совершенного послушания, он был бы оправдан, и, конечно, его оправдание подразумевало бы нечто большее, чем просто негативное. Он был бы одобрен, как исполнивший праведность закона, и, соответственно, был бы удостоен награды за это. Итак, Христос, наш второй Поручитель (в оправдании Которого все, чьим Поручителем Он является, фактически оправданы), не был оправдан, пока не выполнил работу, которую назначил Ему Отец, и соблюдал заповеди Отца во всех испытаниях, а затем в Своем воскресении Он был оправдан. Когда Он был предан смерти во плоти, но оживлен Духом (1 Пет. 3:18), тогда Тот, Кто был явлен во плоти, был оправдан в Духе (1 Тим. 3:16). Но Бог, когда Он оправдал Его, воскресив из мертвых, не только освободил Его от унижения за грех и избавил Его от любых дальнейших страданий или унижений за это, но и допустил Его к той вечной и бессмертной жизни и к началу того возвышения, которое было наградой за то, что Он сделал. И действительно, оправдание верующего - это не что иное, как Его допуск к причастности оправданию этого Главы и Поручителя всех верующих: ибо как Христос понес наказание за грех, не как частное лицо, но как наш Поручитель. Итак, когда после этих страданий Он был воскрешен из мертвых, Он был этим оправдан, не как частное лицо, но как Поручитель и Представитель всех, кто должен верить в Него. Так что он был воскрешен не только для своего собственного, но и для нашего оправдания, согласно апостолу (Рим. 4:25), “Который был предан за наши преступления и воскрес для нашего оправдания”. И поэтому апостол говорит, как он делает в Рим. 8:34: “Кто тот, кто осуждает? Это Христос, который умер, да, Он воскрес ”.
Но о том, что оправдание верующего подразумевает не только прощение грехов или освобождение от гнева, вызванного этим, но и получение права на ту славу, которая является наградой за праведность, более прямо говорится в Священных Писаниях, особенно в Рим. 5:1, 2, где апостол упоминает оба эти преимущества как совместные, подразумеваемые в оправдании: “Итак, будучи оправданы верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого мы также имеем доступ к этой благодати, в которой мы пребываем, и радуемся в надежде на славу Божью.” Итак, прощение грехов и наследство среди освященных упоминаются вместе как совместно приобретаемые верой во Христа в Деян. 26:18: “Чтобы они могли получить прощение грехов и наследство среди освященных верой в Меня”. Оба они, без сомнения, подразумеваются в том переходе от смерти к жизни, о котором Христос говорит как о плоде веры и который он противопоставляет осуждению в Иоан. 5:24: “Истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и не придет на осуждение, но перешел от смерти в жизнь”.
Продолжение следует