НЕ АРМИНИАНЕ ЛИ МЫ НА ДЕЛЕ?
Дэвид Кранендонк
Теория и практика, вера и жизнь, доктрина и благочестие – лучшие друзья. Библейское учение является отражением "благочестивой науки" (1 Тим. 6: 3,). Павел сочетает "учение и "меру" (2 Тим. 3:10). Иаков увешевает:» Будьте же исполнителями слова, а не слушателями только " (Иак. 1:22). Основой и источником благочестия является доктрина, а благочестие вдохновляет народ Божий еще больше познавать и ценить доктрину.
Однако слишком часто теория и практика оказываются непонятными врагами. Кто из нас не страдает от разногласий между словом и делом? Между нашими заявлениями о вере и жизнью, что эту веру проявляет? Самое удивительное то, что мы иногда даже не понимаем меры этого разрыва. Именно нужно спросить самого себя: насколько в теории я кальвинист, а на практике – арминианин? Еще из студенческих рядов никак не могу забыть слов нашего гостя-преподавателя: «мы можем быть реформатами, однако в наших церквях полно практических арминиан». Суть не в том, как мы себя называем, важно что о наших убеждениях говорит практика собственной жизни.
Теоретическое арминианство
Каждый член церкви, принимающий реформатские вероисповедания, теоретически становится реформатом. Символы веры церкви олицетворяют то, во что, по ее словам, она верит. Консистория может относиться к тому, что исповедующие члены признают верным в верованиях Церкви. Одной из составляющих наших вероисповеданий является открытое неприятие арминианских ошибок в разделах «осуждений ложных утверждений» канонов Дортского Синода.
Что же тогда такое доктринальное арминианство? Дж.И. Пакер описывает арминианское учение следующим образом: "Теология ... происходящая из двух философских принципов: первый, поскольку Библия считает Веру свободным и осознанным поступком человека, она не может быть вызвана Богом, но осуществляется независимо от Него; второй, поскольку Библия считает Веру обязательной со стороны всех, кто слышит Евангелие, способность верить должна быть общей. Отсюда формируется мнение, что Писание должно толковаться как учение следующих (пяти) положений: (1) человек не бывает настолько испорчен грехом, что не способен спасительно уверовать в Благую Весть, столкнувшись с ней; (2) он также не бывает настолько контролируем Богом, что не может эту весть отвергнуть. (3) Божье избрание спасенных вызвано Его предвидением того, что люди уверуют по собственному желанию. (4) Смерть Христа не гарантирует спасения ни одному человеку, ибо не наделяет ни одного даром веры; вместо этого она создает возможность спасения для всех, если они уверуют. (5) верующие несут ответственность за то, чтобы сохранять себя в состоянии благодати поддерживая веру; кто не сможет этого сделать, отпадут и погибнут. Таким образом, арминианство фактически ставит спасение в зависимость от самого человека, где спасительная вера воспринимается через дела человека, а не Бога в нем. (J. I. Packer, “Introductory Essay,” in John Owen’s Death of Death in the Death of Christ (Banner of Truth), 4).
Может быть, вы читаете эти строки и думаете, что это звучит не так уж плохо? Если доктринальное арминианство вас не смущает, это может быть индикатором того, насколько глубоко вас увлекло практическое арминианство.
Симптомы практического арминианства
Давайте поразмышляем над рядом других симптомов практического арминианства.
Первое: вы не хотите слышать об абсолютной суверенности Бога, что по Своему благоволению Он спасает одних и делает ожесточенными других. Вас раздражает, когда слышите, что грешники вовлекаются во спасение только благодаря суверенному, непреодолимому труду Святого Духа. Вы сопротивляетесь этим учениям, которые признаете истинными, ибо находитесь под влиянием того духа, что возмущал арминиан.
Второе: если вас кто-то спросит: «Что заставляет вас считать, что вы спасены?", вы просто отвечаете:» Ну, я уверовал". Это правда, те, кто верит, спасены. Однако слова ваши указывают, что ваш спаситель – ваше дело веры, по крайней мере, главное в вашем спасении это, а не благодать нашего Спасителя. Здесь отличие от убеждений арминианина не особенно велико.
Третье: вас переполняет духовная гордость. Вы свысока смотрите на других. Погибшие не вызывают у вас никакого сочувствия, ведь они должны уверовать, как и вы. Терпеливость к духовно обремененным? Зачем, они должны быть такими как и вы. От тех, кто попал в ловушку греха надо держаться подальше, потому что с вами такого никогда не случится. Вы делаете все правильно. Корни этих проявлений гордости в арминианской самоуверенности.
Четвертое: вы медлите с Верой, потому что считаете, что сможете сделать что-то когда вам захочется. Вы как тот человек в моторной лодке, которое течение стремительно несет к водопаду, но он ничего не боится, потому что считает, что как только ему заблагорассудится, он вынет ключ, мотор заработает и вынесет его в безопасность. Это доказанная смертельная арминианская ошибка.
Пятое: вы оставляете остальных. Вы видите, как дорогой вам человек уклоняется от правильного пути и думаете: «если бы я только сказал..., Если бы я наставлял больше..., то он/она спаслись бы». Или же: «если бы я был более убедительным...». Или же вы просто считаете, что для них уже нет надежды; они просто не будут слушать. Весьма вероятно, что за подобным отчаянием и унынием стоят арминианские убеждения.
Шестое: вы постоянно не уверены, сможете ли вы достичь финиша как христианин. Жизнь постоянно бросает вас вверх и вниз. Вот, кажется, вы мчитесь к цели, а в другой миг – куда-то не туда. Вы думаете: что будет там, в конце? Доберусь ли я туда? Не реформатская, а арминианская система вызывает подобное состояние неопределенности.
Седьмое: чтобы прибегнуть к благовестию вы считаете, что надо позаимствовать что-то у арминиан. Вот как вы представляете Евангелие другим: «Бог любит вас. Христос умер за вас. Святой Дух хочет жить в вас. Все, что от вас требуется – открыть свое сердце Иисусу". Вы считаете, что если сделать спасение достаточно привлекательным, членство – достаточно увлекательным, поклонение – достаточно вдохновляющим, то грешники присоединятся к церкви. Очень похоже на практическое арминианство.
Восьмое: вы считаете, что Завет состоит в том, что Бог исполнил Свою часть дела спасения, а теперь ваше дело – откликнуться на это верой и покаянием, а дальше пребывать в Завете верности. О какой бы позиции это ни говорило, гипер-ковенантном или федеральном видении, за ней стоит практическое арминианство.
Девятое: вы считаете, что своей жаждой Бога, печалью о грехе, смирением или искренними молитвами должны умилить Бога и подтолкнуть к спасающему труду в отношении вас самих. Возможно вы не ассоциируете себя с арминианством, но это черта именно из этого лагеря.
Размышляя над указанными симптомами, кто из нас может утверждать что совершенно свободен от вируса практического арминианства?
Источник этой практической болезни
Почему практическое арминианство так заманчиво даже для реформатов? Даже гипер-кальвинист Джозеф Хюсси признается: "для любого, в том числе для меня, быть арминианином так же естественно, как дышать. Признаю, что каждый человек прежде чем сила благодати изменит ее, имеет свободу воли, или, вернее, рабскую волю быть прирожденным арминианином; все мы такими рождаемся и, без силы благодати, такими все должны умереть».
Арминианство куда лучше согласуется с нашей естественной гордостью, независимостью и упрямством, чем реформатской истиной. Кто, собственно, пожелает признать, что он не просто больной, а духовный мертвец? Кто естественно желает преклониться перед Богом, полностью суверенным, и позволить Богу быть Богом? Кто естественно желает быть спасен предопределенным Богом Заместителем, удовлетворившим Божье правосудие, чтобы гарантировать личное спасение? Кто желает, чтобы его одолела и держала непреодолимая благодать Святого Духа? Никто. Это совсем не подходит нашей напыщенной плоти и плотскому разуму, враждующим с Богом. Именно поэтому многие члены реформатских церквей живут как практические арминиане, полагаясь на себя и держась себя вместо того, чтобы капитулировать на поле битвы свободной благодати и ухватиться за эти истины, как драгоценные реалии! Вот почему немалая часть Божьего народа инфицирована практическим арминианством плоти, уже полюбив доктрины благодати.
Если это практическое арминианство-испорченный плод испорченной плоти, излишне спрашивать, нужно ли этого бояться. У практического арминианства много серьезных последствий:
1. Оно бесчестит Бога. Оно лишает Триединого Бога славы, как Альфы и Омеги спасения. Оно уродует суверенный план нашего Отца, унижает завершенность священнического дела Христа, пренебрегает любовью Святого Духа.
2. Оно надмевает человека. Оно дает возможность естественному человеку выглядеть не столь плохо, как это указано в Библии и предоставляет верующему какие-то основания для гордости. И, как следствие, мешает возлагать свою веру только на Христа.
3. Оно обескровливает практическое благочестие. Там, где в вопросах спасения и практики христианской жизни акцентируют внимание на человеческой деятельности, пренебрегают трудом Святого Духа. Очень легко природу спасения и христианскую жизнь преуменьшить к тому, что мы можем сделать самостоятельно, без Святого Духа. И когда Святой Дух погребен, начинают звонить похоронные колокола в честь практического благочестия.
4. Оно легко вырождается в еще более испорченное теоретическое арминианство. Там, где безграничные реалии доктрин благодати эмпирически угасают под давлением практического арминианства, теоретический кальвинизм ссыхается, крошится и легко заменяется доктринальным арминианством. А там где царит последнее, легко происходит вырождение во все более позитивные взгляды на человека и умаление роли спасения. Яков Арминий был бы шокирован, увидев, к каким последствиям привело арминианство современности, ведь сам он придерживался куда более ортодоксальных позиций, чем многие современные арминианцы. Даже Кейт Друри, сознательный арминианин, предостерегал: "Арминиане склоняются к гуманистическому краю спектра между суверенностью Бога и суверенностью человека, а потому постоянно подвергаются опасности превратиться в гуманистов» (Keith Drury, “The Triumph of Arminianism)
Введенное в жизнь (практическое) арминианство глубоко укоренилось в нашей испорченной природе. Оно очень хорошо ей подходит, и именно поэтому должно вызывать у нас опасения, ибо все, что исходит из нашей «природной» плоти, может нанести нам лишь вред. Эта натуральная склонность только подтверждает истину нашей природной порочности, испорченности нашей плоти и потребности в суверенной благодати Триединого Бога! В следующий раз мы надеемся услышать о лекарствах от практического арминианства, но уже сейчас приносим эту болезнь к Небесному Врачу, Который в свое имя предоставляет лечение бесплатной и суверенной благодатью.